Шпаргалка по Perfekt’у

Как его образовывать, чтобы преподаватель плакал от счастья
авторка статьи: Ира Зарицкая

Может, вы помните, а может и нет, но немецкий язык во многих своих «сложных» темах очень напоминает примеры со сложением-вычитанием. Поэтому Perfekt мы будет рассматривать как простую формулу: 

haben/sein + Partizip II = Perfekt 

Все, тольки две составляющие. Давайте разберемся с ними ближе. (Я тут сейчас не буду рассказывать, что такое Perfekt, зачем и тому подобные вещи. Пройдемся только по образованию и как это все выглядит в предложении).

Первый вопрос знатокам: как же нам, не немецкорожденным, узнать, быть или не быть haben или sein?

Для этого есть простая схема: sein будет использоваться всего в трех случаях (см. ниже), все остальное — haben. Та-да!

Три мгновения для sein:

1) перемещение в пространстве — запомните именно такую формулировку. Вы (или нет) были в точке А, потом оказались в точке Б. Движение как таковое редко употребляется с sein — помахать лапкой на прощанье — тоже движение, но вы как были в одной точке, так и остались. 

Примеры: gehen, schwimmen, fahren, fliegen, reisen

2) изменение состояния (Лирическое отступление: некоторые мои студенты-мужчины считают вступление в брак изменением состояния. Немецкая грамматика так не думает). 

Примеры: sterben, verwelken, erfrieren, aufwachen

3) исключения (ваше любимое, я знаю). Понять, простить, выучить. Привожу короткий список: 

sein, werden, bleiben, glücken, gelingen, misslingen, geschehen, passieren.

Achtung! Иногда может ошибочно показаться, что все сильные глаголы будут хотеть sein, но это не так. В каждом ряду с примерами есть по одному слабому глаголу (на самом деле их больше), которые попадают под то или другое правило. 

 

Вторая половина уровнения для Perfekt’а — загадочный Partizip II.

Помните, что в немецком языке есть сильные и слабые глаголы? Таки помните, вон в ахтунге мы их вспоминали 🙂 Вот табличка, которая все вам объяснит.

Слабые глаголы Сильные глаголы
Общее образование
Простая математика:

ge + Infinitiv — en — t

ge + machen — en + t = gemacht

ge + arbeiten — en + e + t = gearbeitet (если основа глагола заканчивается на t или d)

Просто выучи эту таблицу.

1) их там всего чуть менше 200 (слабых — десятки тысяч)

2) учить можно не все, а только необходимые (для начала)

Отделяемые приставки

берем глагол, забираем приставку, образовываем Partizip II, добавляем приставку на место впереди

mitspielen — mit = spielen

ge + spielen — en + t = gespielt

mit + gespielt = mitgespielt

anrufen — an = rufen

rufen (закадровое подсматривание в табличку) -> gerufen 

an + gerufen = angerufen

Неотделяемые приставки:

1) be-, ge-, er-, ver-, zer-, miss-, emp-, ent- (обязательно выучить, их только 8)

2) берем глагол, забираем приставку, образовываем Partizip II, добавляем приставку вместо ge

erholen — er = holen

ge + holen — en + t = geholt

geholt — ge + er = erholt

verstehen — ver = stehen

stehen -> gestanden

gestanden — ge + ver = verstanden

Суффиксы -ier+en — образование без ge  
telefonieren — telefoniert  


Вы все еще живы? 🙂

Смотрим, как выглядит и ведет себя все это добро в предложении

Ich bestelle Pizza.

1) определяем глагол: bestelle;

2) определяем необходимый вспомогательный глагол — ставим три вопроса (является ли это перемещением в пространстве, изменением состояния или исключением). В данном случае у нас три «нет», значит, используем haben;

3) ищем подлежащее в предложении (ich) и согласовываем с ним haben: Ich habe;

4) переписываем остальные слова из предложения: Ich habe Pizza;

5) образовываем с помощью таблички Partizip II от глагола bestellen: bestellt;

6) собираем все вместе: Ich habe Pizza bestellt.

7) вы прекрасны, преподаватель радуется 🙂

7а) обратный порядок слов: Gestern habe ich viel Pizza bestellt.

7б) отрицание: Nein, ich habe nicht die ganze Nacht wegen der starken Verben geweint.

7в) вопрос: Ist etwas passiert? Du siehst schlecht aus. Was? Wie lange hast du Perfekt gelernt?

 

Выводы:

— не так уж все страшно и больно;

— вспомогательный глагол находится возле подлежащего и согласовывается с ним;

— Partizip II не спрягается и стоит в самом конце предложения;

— даже без идеального использования Perfekt’а вы прекрасны (но где-то тихо плачет один преподаватель-котик).